Поручение рассмотреть возможность компенсировать вынужденные потери отрасли дал глава правительства Дмитрий Медведев, на днях этот вопрос будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Поддержка со стороны властей может спасти туроператоров, уже потерявших минимум $60 млн, от новой череды банкротств, но вряд ли поможет им найти замену одному из самых популярных и дешевых, особенно в зимний сезон, направлений.
Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос о возможной компенсации участникам туристического рынка, понесшим потери из-за закрытия авиасообщения с Египтом. Об этом вчера в ходе брифинга заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. Конкретные формы поддержки бизнесу пока не определены, по словам господина Дворкович, все будет зависеть от того, как компании урегулируют ситуацию с туристами и в какую сумму будут оцениваться потери. В ближайшие несколько дней члены правительства рассчитывают провести встречу с туроператорами и представителями Ростуризма, уточнил он.
Решение о приостановке авиасообщения между Россией и Египтом было принято вечером 6 ноября по рекомендации главы ФСБ Александра Бортникова. Аналогичное решение на прошлой неделе приняли власти Великобритании, Нидерландов и Франции. Причина отказа от полетов — происшедшее 31 октября крушение самолета компании "Когалымавиа" (работает под брендом Metrojet), следовавшего из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. По одной из версий, катастрофу спровоцировал взрыв на борту лайнера. Сразу после отказа от полетов начался процесс возврата домой оставшихся в Египте 80 тыс. россиян. Особенно непростая ситуация сложилась в столице Египта Каире, следует из сообщений на туристических форумах. В отличие от курортных Хургады и Шарм-эш-Шейха, где организованные туристы и их багаж отправляются в Россию разными рейсами, в Каире "Аэрофлот" принимать на борт багаж эвакуированных пассажиров отказывается (подробно см. kommersant-online.ru). Это подтверждает собеседник "Ъ" на туристическом рынке.
В Каире сесть на рейс можно только с ручной кладью. Такое решение принял "Аэрофлот", почему именно — пока никто не объясняет, сейчас находящиеся в аэропорту люди буквально раздают свои вещи,— утверждает он.
В "Аэрофлоте" от комментариев отказались.
Египет — одно из самых популярных среди российских туристов направлений. По данным Ростуризма, за первое полугодие эту страну посетили 1,05 млн человек, это 19% от общего числа россиян, отправившихся в отпуск за границу. Еще в пятницу представители Российского союза туриндустрии (РСТ) заявляли, что не исключают новой волны банкротств операторов на фоне ограничения поездок в Египет. По словам представителя организации Ирины Тюриной, в результате двухмесячного запрета на полеты в Египет в 2011 году суммарные потери турбизнеса составили $200 млн.
Примерно такие же убытки грозят туриндустрии и сейчас. По данным РСТ, в Египет продано около 140 тыс. путевок, большая их часть — до Нового года. Единичные бронирования есть на февраль и март, поясняет представитель РСТ Ирина Тюрина. Представитель "Онлайнтура" Игорь Блинов указывает, что средняя стоимость путевки составляет 14-17 тыс. руб. на человека, при этом по одной "заявке" на отдых отправляются в среднем двое туристов. Исходя из этой оценки общая стоимость проданных в Египет туров составляет 3,9-4,7 млрд руб. ($61,6-74,7 млн).
Не улетевшим в Египет пассажирам туроператоры предлагают несколько вариантов: отправиться в путешествие по альтернативному направлению, перенести срок отпуска, вернуть часть стоимости путевки за вычетом фактически понесенных расходов или обратиться в суд для получения полной компенсации. По словам госпожи Тюриной, почти все туристы останавливаются на первом варианте, отправляясь на Кипр или в турецкую Анталью.
Все перебронирования происходят фактически за счет туроператоров: компании уже заплатили эти деньги египетским отелям и перевозчикам, вернуть их, скорее всего, не получится,— признает она.
Такого же мнения придерживаются и сами туроператоры. Гендиректор "Пегас туристик" Анна Подгорная пока затрудняется оценить точную сумму потерь. При этом, указывает она, дополнительные средства приходится тратить на то, чтобы отправлять в Египет пустые самолеты за оставшимися в стране туристами. "Давайте будем реалистами, скорее всего, эти деньги мы не вернем",— рассуждает она. Дополнительная нагрузка для туроператоров — региональные туристы, которые должны были улететь в Египет из Москвы и Санкт-Петербурга. Представитель Ростуризма Светлана Сергеева затрудняется точно оценить их число, но указывает, что таких людей достаточно много. Большинство из них туроператоры отправляют на отдых по другим направлениям и, если это необходимо, временно размещают в гостиницы в Москве или Санкт-Петербурге, поясняет она. Вся ответственность за их отправку и временное размещение сейчас лежит на туроператорах, уточнила госпожа Сергеева.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе сообщила "Ъ", что сейчас организация готовит собственный пакет предложений по организации помощи туроператорам.
У нас есть несколько вариантов, которые будут существенны для бизнеса и при этом совершенно необременительны для государства,— указывает она.
Госпожа Тюрина уверена, что единственной реальной помощью туроператорам могли бы стать денежные субсидии. В Ростуризме также сообщили, что ведут работу по оценке потерь бизнеса и созданию собственных предложений по поддержке организаций.
После того как закончится вывоз туристов и процесс замены путевок, участникам рынка предстоит столкнуться еще c одной проблемой — новым падением спроса. Согласно прозвучавшим ранее оценкам, за минувшие два года на фоне ослабления рубля туроператоры потеряли больше половины своих клиентов. Среди оставшихся Египет оказывался безусловным лидером продаж. По оценкам господина Блинова из "Онлайнтурс", еще на прошлой неделе на Египет приходилось 34% проданных этим агентством путевок, еще 15% — на Турцию, 10-12% — Таиланд, по 8% — на ОАЭ и Вьетнам.
Реальных альтернатив у Египта в зимний период нет, ближайший по тематике Таиланд будет стоить примерно в три раза дороже,— объясняет он.
По словам господина Блинова, сейчас продажи остановились практически по всем направлениям.
Можно ли взять в кредит миллион Кредит авто балаково
Комментариев нет:
Отправить комментарий